Вернуться
1 из 40
Просмотрено 1 из 40
«Мир семейственного счастья...» Семья А. С. Пушкина
«Мир семейственного счастья...» Семья А. С. Пушкина
Аннотация
В 2021 году исполняется 190 лет со дня свадьбы А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Выставочный проект, подготовленный Государственным музеем А. С. Пушкина (Москва) при участии Всероссийского музея А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) приурочен к этой знаменательной дате. Выставка состоит из трех частей. Первый раздел экспозиции посвящен предкам А. С. Пушкина, ведь идея сохранения родовой памяти чрезвычайно занимала поэта на протяжении всей жизни. Многочисленные пушкинские высказывания о значении для каждого человека памяти о предшествующих поколениях хорошо известны. «Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие». Поэт имел все основания для подобного суждения: на протяжении нескольких столетий представители его рода были неразрывно связаны с судьбой России, участвуя в ключевых для страны событиях и существенно влияя на ход отечественной истории. Именно поэтому гордившийся своим 600-летним дворянством поэт утверждал, что дорожить «историей своего дома» означает дорожить «историей отечества». Русская история проходила через частную жизнь Пушкиных и Ганнибалов, и потому понятие Дома, родового гнезда, имело для поэта особый смысл. Размышления об этом встречаются и в пушкинской поэзии, и в художественной прозе, и в публицистике, и в письмах. Раздел составили портреты далеких предков поэта: Абрама Петровича Ганнибала – «арапа Петра Великого», героя Наварина Ивана Абрамовича Ганнибала и других. Обращаясь к русской истории, Пушкин запечатлел их образы в таких произведениях, как «Моя родословная», «Арап Петра Великого», «Борис Годунов». Здесь же представлены портреты отца поэта Сергея Львовича Пушкина – «остряка и человека необычайной находчивости»; матери Надежды Осиповны – «прекрасной креолки», всегда «веселой и беззаботной»; «парнасского отца» Василия Львовича; брата Льва и сестры Ольги… В этот раздел выставки вошли также изображения родовых поместий Пушкиных – Ганнибалов и виды Москвы – города, где поэт появился на свет и провел первые годы своей жизни. Следующий раздел экспозиции посвящен свадьбе А. С. Пушкина и Н. Н. Гончаровой. Настойчивое стремление обрести свой Дом и свою Семью не оставляло Пушкина на протяжении нескольких лет. Во второй половине 1820-х годов он неоднократно влюблялся, сватался, получал отказы, утешался и влюблялся вновь – в С. Ф. Пушкину, А. Н. Оленину, Е. Н. Ушакову… Желание жениться было продиктовано различными соображениями. Среди них и влюбленность, и усталость от холостой жизни, и тоска по упорядоченному семейному быту как основе углубленного и спокойного труда. В 1828 году на одном из московских балов поэт встретил 16-летнюю Наталью Гончарову. «Когда я увидел ее в первый раз, – писал он впоследствии Н. И. Гончаровой, матери невесты, – красоту ее едва начинали замечать в свете. Я полюбил ее, голова у меня закружилась, я сделал предложение, ваш ответ, при всей его неопределенности, на мгновение свел меня с ума…» Ответ, который получил Пушкин, полуотказ – полусогласие. Через два года он сделал предложение вновь, и на этот раз оно было принято. 18 февраля 1831 года в Москве в церкви Большого Вознесения состоялось венчание Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой. Известие об этом многие встретили с удивлением, с недоверием говоря о «прозаической стороне брака». Поэт же спустя неделю сообщал своему другу П. А. Плетневу: «Я женат и счастлив». Счастье означало для Пушкина не только любовь, но и свой Дом, спокойное и достойное существование, окончание «кочевой жизни». Зачастую современники и позднейшие исследователи обвиняли Наталью Николаевну в кокетстве и непонимании поэта, однако письма Пушкина свидетельствуют о безграничной любви и доверии к жене. Ей адресованы стихотворения «Когда в объятия мои…» (1830), «Мадонна» (1830), «Пора мой друг, пора…» (1834) и другие. Среди экспонатов раздела – портреты Пушкина и Натальи Николаевны, ее родственников. Здесь же представлены виды Полотняного завода, имения Гончаровых; изображения Москвы и Царского Села, куда спустя три месяца после свадьбы уехали Пушкины; Петербурга, в котором поэт провел годы юности и годы зрелости, годы наивысшего напряжения духовных сил, творческого подъема и житейских невзгод. Третий зал экспозиции посвящен потомкам поэта, размышление о которых было для него неотделимо от представлений о Доме и Семье. «…Как дворянин и отец семейства, – писал Пушкин, – я обязан оберегать свою честь и имя, которое должен оставить моим детям». Здесь демонстрируются изобразительные материалы и документы, принадлежавшие детям Пушкина, его внукам и правнукам. Не ставя своей целью назвать всех, кем продолжился род поэта и чья жизнь несет на себе отблеск его славы, тем не менее, мы стремились осветить эту тему как можно полнее. Вместе с традицией широко отмечать памятные пушкинские даты возникло обыкновение приглашать на подобные чествования – как самых дорогих гостей – потомков великого поэта. Само их присутствие заставляет вспомнить слова А. С. Пушкина: «Бескорыстная мысль, что внуки будут уважены за имя, нам им переданное, не есть ли благороднейшая надежда человеческого сердца?»
«Как наши годы-то летят...» +65? Почтенный возраст пушкинской эпохи