Вернуться
14 из 31
Просмотрено 14 из 31
Тайны "Дедушки Крылова"
Тайны "Дедушки Крылова"
Аннотация
В 2019 году исполнилось 250 лет со дня рождения И.А. Крылова – одного из ярчайших представителей отечественной культуры. Выставочный проект «Тайны “Дедушки Крылова”», подготовленный Государственным музеем А.С. Пушкина, приурочен к этой знаменательной дате. Партнерами проекта выступили Государственный музей истории российской литературы имени В.И. Даля и Российский государственный архив литературы и искусства. И.А. Крылов был одним из самых читаемых авторов в России в первой половине XIX века, и сегодня его литературное наследие не теряет своей актуальности. Цель выставки – показать творческий путь И.А. Крылова и попытаться понять загадку его личности, столь значимой и для его современников, и для читателей последующих поколений. Первые два зала экспозиции охватывают период от рождения И.А. Крылова и до его смерти. В их состав вошли книги и портреты И.А. Крылова, портреты его современников и виды мест, связанных с его биографией – от Оренбурга, где прошло детство писателя, до Петербурга, где на протяжении нескольких десятилетий И.А. Крылов находился в центре литературной и общественной жизни. На выставке можно видеть журналы конца XVIII века, в которых И.А. Крылов впервые выступил в печати, и рукописи XIX века – списки его произведений, не издававшихся при жизни автора. Здесь же представлены портреты участников литературных войн того времени – членов общества «Беседа любителей русского слова» и «Арзамасского общества безвестных людей». Несмотря на то, что Крылов был членом возглавляемой А.С. Шишковым «Беседы», он неизменно пользовался авторитетом у ее оппонентов – К.Н. Батюшкова, В.А. Жуковского, А.С. Пушкина и других. Имя Крылова постоянно появлялось в критических обзорах того времени, а полемика по поводу его басен стала центральным эпизодом литературной борьбы тех лет. На выставке экспонируются многочисленные издания басен Крылова XIX века, ставшие сейчас библиографической редкостью, и автографы писателя. В своих баснях Крылов живо откликался на все крупнейшие события своего времени. Обращаясь к иносказанию, каждому явлению жизни он давал недвусмысленную и точную оценку. Басни Крылова расходились десятками тысяч экземпляров – неслыханными по тому времени тиражами, и каждая новая книга становилась событием в духовной жизни страны. Один из разделов экспозиции посвящен семье А.Н. Оленина – сановника и мецената, в доме которого Крылов был своим человеком. Под его началом вместе с Н.И. Гнедичем он служил в Публичной библиотеке и не раз бывал в принадлежавшей Оленину усадьбе Приютино, где собирался цвет русской культуры того времени. На выставке нашли отражение театральные увлечения Крылова, его близость к членам царской семьи и отношения с писателями пушкинского круга. Особого внимания заслуживают материалы, связанные с юбилеем полувековой литературной деятельности Крылова, который с небывалой в России торжественностью был отпразднован в 1838 году. Украшением экспозиции является фрагмент интерьера кабинета Крылова, воссозданный по воспоминаниям современников. Крылов умер 9 (21) ноября 1844 года. В день его похорон друзья и знакомые писателя вместе с приглашением получили по экземпляру изданных им басен, на заглавном листе которых под траурною каймою было напечатано: «Приношение на память об Иване Андреевиче, по его желанию». Крылов был похоронен в Александро-Невской лавре, изображение которой представлено на экспозиции. По воспоминаниям современника, в день его похорон «обширная адмиралтейская церковь святого Исаакия не могла вместить всех желавших отдать последний долг умершему. Первые государственные сановники почтили своим присутствием память Крылова <…> . Потянулась похоронная процессия с Адмиралтейской площади к Александовской лавре. Народ во множестве следовал за нею». Третий, завершающий раздел экспозиции, включает в себя иллюстрации к басням Крылова, созданные художниками XIX–XX веков. Среди них работы П.П. Соколова, В.А. Серова, Н.И. Альтмана, А.И. Кандаурова, Ф.И. Рерберга, Н.А. Богатова, Б.М. Кустодиева, К.И. Рудакова и других.
А. С. Пушкин и французская литература
«Я Дубровский»